ivanko333 (ivanko333) wrote in ukraine_russia,
ivanko333
ivanko333
ukraine_russia

Categories:

"НАРОДНОСТЬ" И "НАЦИЯ" фрагменты из статьи

"НАРОДНОСТЬ" И "НАЦИЯ" В РУССКОМ ЯЗЫКЕ XIX века: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НАБРОСКИ К ИСТОРИИ ПОНЯТИЙ

Автор: А. И. МИЛЛЕР "Росийской история" № 1 за 2009

ivanko333 интересно что одним из мотивом побудившим развивать понятие русской нации был вызов со стороны украинского движения

Из статьи:
..Уже в 1830-е гг. Белинский в 1841 г. посчитал нужным объяснить читателю различие между словами "народность" и "национальность";

"В русском языке находятся в обороте два слова, выражающие одинаковое значение: одно коренное русское - народность 40, другое латинское, взятое нами из французского - национальность... В их значении должен быть оттенок, если не разница большая. Так и слова народность и национальность только сходственны по своему значению, но отнюдь не тождественны...

Народность относится к национальности как видовое, низшее понятие - к родовому, высшему, более общему понятию. Под народом более разумеется низший слой государства - нация выражает собой понятие о совокупности всех сословий государства. (Здесь вмешалась цензура. - А М.41). В народе еще нет нации, но в нации есть и народ"42.

Народность, продолжал Белинский, "предполагает что-то неподвижное, раз навсегда установившееся, не идущее вперед... Национальность, напротив, заключает в себе не только то, что было и есть, но что будет и может быть... Народность есть первый момент национальности, первое ее проявление. Общество есть всегда нация, еще и будучи только народом, но нация в возможности, а не в действительности, как младенец есть взрослый человек в возможности"43.

В этих рассуждениях Белинского выражены и тема обращения образованных слоев к народу напрямую, минуя власти, и полемика с уваровским мотивом "взрослости" русской народности.

"Нация" обсуждается Белинским в связи с такими понятиями, как "государство" и "общество". По необходимости Белинский делал это в завуалированной форме, и не мог вполне развить свои идеи - цензура внимательно следила за этими сюжетами. Весьма возможно, что именно опасением цензурных репрессий можно объяснить, почему в статье "Общий взгляд на народную поэзию и ее значение. Русская народная поэзия", написанной в 1842 г., Белинский лишь однажды использовал слово "нация", но многократно - слово "народ"44. (Впрочем, статья все равно не прошла цензуру и была опубликована только в 1862 г.)

...

С момента появления украинского национализма мотив "внутренней болезни", угрозы раскола и распада русской народности, позднее - нации, постоянно присутствует в русском дискурсе. Заявленная в 1830-е гг. Устряловым позиция, согласно которой особенности населения "западной Руси" были, главным образом, результатом разлагающего влияния поляков, в конце 1840-х, в связи с делом Кирилло-Мефодиевского общества, уже была дополнена в сознании высших кругов империи идеей нового вредного польского влияния. В 1860-е годы все проявления украинского или белорусского национализма уже устойчиво ассоциируются с "иезуитскими интригами поляков", а позднее с "происками" Вены и Берлина53.

В 1860-е гг. с новой остротой возникает неизменно присущий теме нации и народности мотив дефицита. Катков в 1861 г. пишет: "Русская народность еще сама сомневается в себе; ищет себя и обретает. Где на народность большой спрос, где о ней слишком много говорят, там, значит, ее мало или там ее нет в наличности"54. Мотив недостаточной национальной сплоченности, недостаточной национальной энергичности неизменно возникает в русских рассуждениях о нации и народности, когда речь заходит о сравнении с образцами - Британией, Францией, Германией.

Тогда же, по аналогии с этими европейскими державами и в связи с вызовом со стороны украинского национализма, в русской мысли начинает активно разрабатываться тема разграничения между русской нацией и русской национальной территорией с одной стороны, и империей - с другой55.

Один из аспектов этой темы - взаимоотношения русской нации с империей и династией. Славянофилы считали, что русский народ отказался от политического бремени в пользу династии, демократы и те либералы, которые не были настроены националистически, говорили о свержении самодержавия на пути к общей свободе и гармонизации отношений между различными этническими группами империи. Националисты же ставили вопрос о том, что империя должна служить прежде всего интересам русской нации, а не династии. Отчасти реакцией на эту позицию становится постепенная "национализация" династии Романовых при Александре III и Николае П.

---------------
41 Вряд ли Белинский ошибочно имеет здесь в виду, что "народность" слово старое, скорее - что оно образовано от русского корня.

42 Это место о включенности в нацию всех сословий было удалено цензурой. См.: Белинский В. Г. Общий взгляд на народную поэзию... С. 681. Тема прямой связи образованных слоев и низших сословий последовательно преследовалась цензурой, которая исключила и следующее рассуждение: "Последняя (национальность. - А. М.) свободно разумеет первую (народность, - А. М.), ибо, как высшее, заключает ее в себе, но, чтоб говорить понятным языком с первою, должна наклоняться до нее". (Белинский В. Г. Статьи о народной поэзии... // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 122 ).


Зверніть увагу на те, що цензура видалила фразу про те, що в націю входять всі сословія
Tags: Россия/Росія, Украина/Україна, нация/нація
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments