ivanko333 (ivanko333) wrote in ukraine_russia,
ivanko333
ivanko333
ukraine_russia

Categories:

Межнациональные браки как ассимилируюющий фактор

1. Кто чаще вступает в межнациональные браки
2. Как себя самоидентифицируют дети от таких межнациональных браков

Результаты мониторинговых социологических опросов‚ осуществляемых в 1994-2001 гг. Институтом социологии НАН Украины в рамках проекта “Украинское общество на рубеже ХХІ столетия”‚ свидетельствуют‚ что восемь из десяти респондентов родились и выросли в мононациональных семьях.

Этнические русские‚ живущие в Украине‚ гораздо чаще вступают в смешанные браки‚ нежели украинцы. В смешанных семьях выросло всего 15.8% респондентов украинской национальности и 29.2% русских. Создавая собственную семью‚ лишь 12.1% участников опроса – украинцев выбрали брачного партнера другой национальности‚ тогда как в смешанные браки вступили 38.3% русских респондентов.



В мононациональных семьях выросло подавляющее большинство респондентов из западного и центрального регионов Украины – соответственно 90.0% и 82.1%.

Участники опроса из восточного и южного регионов реже имели родителей одинаковой национальности (соответственно 77.7% и 69.6%)‚ остальные же (22.3% и 30.4% соответственно) росли в смешанных семьях. Приобретенный в родительском доме опыт интернационального общежития не мог не оказать впоследствии влияния на брачный выбор подрастающих детей: на юге и востоке страны мононациональным оказался лишь каждый второй брак респондентов‚ а каждый четвертый – смешанным.

Жители западного и центрального регионов Украины следуют‚ как правило‚ родительскому опыту. Здесь редко заключаются смешанные браки (8.8% и 13.3% соответственно) и отдается предпочтение спутнику жизни той же национальности (72.9% и 63.9%).



Отношение населения Украины к представителям разных национальностей

НациональностьГотов допустить в качестве членов семьи‚ % Вообще не допускал бы в Украину‚ %
199419961998199920002001199419961998199920002001
украинцев65.181.179.981.175.577.40.20.00.10.20.10.1
русских46.755.355.958.651.651.91.81.81.50.82.01.1
белорусов32.436.139.338.332.733.11.51.31.51.21.90.9
украинцев‚ живущих в других странах--18.820.616.514.4 3.31.72.92.3
евреев13.2 14.414.312.512.5 11.1 6.58.1 8.46.76.7 5.8


А теперь о схожей ситуации с межнациональными браками в Молдавии

Почему такое внимание мы уделяем здесь межнациональным бракам?


Дело в том, что "конечный результат" подобных браков (т. е. определение национальности ребенка в таких семьях) напрямую влияет на воспроизводство численности какого-либо этноса на данной территории, в том или ином государстве *4 . Стратегия выбора брачного партнера иной национальности, в особенности представителя титульного народа страны проживания — это шаг по пути размывания своей этнической группы, усиления ее этнокультурной мозаичности, а позднее и возможной ассимиляции.

Кроме того, межнациональные браки, как показывают этносоциологические исследования, являются мощным фактором, детерминирующим миграционное поведение русских. Браки русских с представителями титульного этноса, как правило, снижают ориентацию русского населения на отъезд, а браки с представителями нетитульных национальностей, напротив, могут в определенных случаях стимулировать миграцию подобных семей за пределы страны проживания, уменьшая тем самым численность русских

Динамика удельного веса гомогенных и смешанных браков русских в Молдавии
(по бракам, заключенным в течение года, в %)


Годы

1970 г.

1980 г.

1988 г.

Тип брака муж. жен. муж. жен. муж. жен.
однонациональный 43 46 41 44 38 40
смешанный 57 54 59 56 62 60
Итого 100 100 100 100 100 100
Составлено по: Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 1562, оп. 47, ед. хр. 1475. С. 28–29; неопубликованные материалы Департамента по статистике Республики Молдова

К концу 90-х гг. доля однонациональных русских браков существенно уменьшилась, а удельный вес смешанных семей значительно возрос.

Многочисленные этносоциологические исследования прошлых лет показывали более благожелательное отношение к смешанным бракам у русских, нежели у представителей титульной национальности. Вместе с тем, если проследить динамику установок русских на браки с иными национальностями, можно отметить существенную зависимость этих установок от изменения этносоциальной ситуации в республике.

Так, по данным обследования, проведенного учеными Института этнологии РАН в Кишиневе (1981 г.), среди опрошенных русских молодых людей до 30 лет 65% считали, что национальность в браке не имеет значения.

В 1993 г., когда межэтническая ситуация в республике уже обострилась, отношение к межнациональному браку стало менее благожелательными: лишь 52% респондентов не придавали значения национальности будущего супруга/супруги /6/.

А в исследовании 1997 г. (в трех столичных городах республики автором было опрошено 450 русских молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет), аналогичные ответы дали уже 62% респондентов — жителей Кишинева, что почти соответствует показателям начала 80-х гг.
Отношение к межнациональным бракам у русской молодежи,1997 г. (в %)


Города

считаю такой брак нежелательным

предпочту свою национальность

национальность не имеет значения

затрудняюсь ответить

нет ответа

Кишинев 2 27 62 6 3
Тирасполь 3 22 70 3 2
Комрат 3 16 76 2 3
Итого 3 22 69 3 3

Установка на смешанный брак детерминирована множеством факторов, среди которых немаловажное значение имеет состояние межэтнических отношений в том или ином регионе: в Гагаузии и Приднестровье, где ситуация более благоприятная, нежели в Правобережье, установки на национально-смешанные браки более распространены

Имеет значение и национальный состав родительской семьи, и национальность собственного супруга(и) или жениха (невесты): у молодых людей, воспитанных в чисто русских семьях, а также у тех, кто имеет супруга(у) русской национальности, более ярко выражено негативное отношение к смешанным бракам.

Довольно низкий процент ориентированных на брак с русскими объясняется тем, что для русского населения Молдавии характерна достаточно сильная этническая "размытость". Так, из общего числа опрошенных в 1997 г. молодых людей только треть были выходцами из русских семей. Остальные были представителями семей, в которых лишь один из родителей был русским. Таким образом, более благожелательную оценку межнациональным бракам дают молодые люди с относительно слабой ориентацией на ценности собственной этнической культуры.

Русская молодежь Молдавии: зависимость установки на смешанный от национального состава родительской семьи, 1997 г.(в %)


Группы опрошенных

считаю такой брак нежелательным

предпочту свою национальность

национальность не имеет значения

затрудняюсь ответить

оба родителя — русские 7 28 59 6
один из родителей — русский 1 19 74 6
из них: один родитель русский, другой — молдаванин 0 12 84 4

Интересно отметить, что направленная, осознанная ориентация на брак русской молодежи с молдаванами почти полностью отсутствует. Фактически же брачные союзы русских и молдаван встречаются достаточно часто. Это демонстрируют и данные официальной статистики (о них говорилось выше), и материалы проведенного в 1997 г. этносоциологического обследования: 21% опрошенных русских молодых людей состоял в браке с представителями титульной национальности, а всего 60% из женатых/замужних имели супругу(а) другой национальности.

Выбор национальности детей в смешанных браках и его влияние на численность и самосознание русских

Исследования 60–70-х гг. в СССР *8 выявили, что в большинстве случаев дети от смешанных браков, где один из супругов принадлежал к титульному этносу союзной республики, чаще относили себя именно к этой национальности *9 . Так, например, дети от эстонско-русских браков в Таллине более чем в 60% случаев считали себя эстонцами, а в Кишиневе почти 70% потомков от молдавско-русских браков записывались молдаванами. Результатом был, таким образом, постепенный рост численности титульных этносов союзных республик.
В браках другого национального состава, где один из супругов русский, подростки чаще записывались русскими. Так, скажем, в городах Прибалтики в русско-белорусских семьях русскую национальность выбирали 80–90% подростков, в русско-украинских — 65–75%. В Кишиневе в семьях, где отец — украинец, а мать —русская, 53% подростков были записаны в паспортах русскими, а от брака русского с украинкой 92% детей выбрали русскую национальность *10 .
Таким образом, выбор национальности детьми от смешанных браков неоднозначно влиял на численность русского населения. Например, в Кишиневе в 70-х гг. число подростков русской национальности уменьшилось за счет русско-молдавских браков "родительского" поколения приблизительно на 4%. В то же время русско-украинские браки способствовали росту численности русских примерно на 3,8%, а браки русских с людьми других национальностей — примерно на 1%. В результате русское население в Кишиневе как бы аккумулировало антропологические и культурные черты других народов, хотя численность его под влиянием межнациональных браков изменялась незначительно *11 .
Дети от национально-смешанных браков образуют очень важную этнокультурную прослойку. Сохраняя в большинстве случаев самосознание принадлежности к отцовскому этносу, они в то же время гораздо интенсивнее впитывают культуру других народов.

За годы существования Молдавии как независимого государства доля потомков от национально-смешанных браков претерпела определенные изменения. Практически у всех крупных этнических групп произошло снижение данного показателя на 3–10 процентных пункта. Исключение составили украинцы, у которых отмечалась стабилизация этого индикатора, а также русские. У них доля детей, рожденных от отца другой национальности, существенно возросла: с 60% в 1989 г. до 71% в 1997 г.

Таким образом, каждые семь из десяти младенцев, рожденных русскими женщинами в Молдавии, в конце 90-х гг. имели нерусского отца. Эти процессы могли быть обусловлены в значительной степени оттоком из Молдавии русского населения (преимущественно молодых возрастов), что сузило возможности выбора брачных партнеров среди "своих", а также распространением у русских смешанных браков.

Наиболее "опасным", с точки зрения сохранения русского этноса в республике, является рост частоты браков русских женщин с молдаванами, ибо это сильный канал этнокультурного влияния титульной национальности, способный привести в сложившихся этнополитических условиях к быстрым ассимиляционным процессам у русского населения.
Дети, рожденные от отца другой (нежели мать), национальности
(в % от числа всех детей, родившихся у женщин разных национальностей Молдавии)

Национальность матери 1959 г. 1970 г. 1979 г. 1989 г. 1993 г. 1997 г.*
Всего 11 19 23 24 21 17
в том числе:
молдаванки 3 8 11 12 10 9
украинки 29 43 52 56 56 56
русские 45 52 57 60 63 71
гагаузки 6 15 21 24 22 18
болгарки 18 39 54 62 57 52
*) Без Приднестровской Молдавской Республики

Вопрос о предпочтительном выборе национальности ребенку, родившемуся в смешанном браке, в силу его особой важности, был включен в программу нашего исследования 1997 г. Как показали его результаты, лишь в браках русских с украинцами для ребенка чаще (в 2 раза) выбиралась русская национальность, нежели украинская (приметка - это в Молдавии). Во всех остальных случаях (русско-молдавские, русско-гагаузские, русско-болгарские браки) предпочтение отдавалось нерусской национальности, которая выбиралась в 1,5–2 раза чаще, чем русская. Напомним, что по материалам переписи 1989 г., в Молдавии выбор делался в пользу русской национальности во всех видах смешанных браков.

Принимая решение о национальности своего ребенка, родители исходят из многих обстоятельств, среди которых "престижность" той или иной национальности; "выгода" от принадлежности к той или иной этнической группе в данных условиях и в данное время; желание, чтобы ребенок продолжил этническую линию родителя и пр. В исследовании была сделана попытка определить, насколько значимо для современной русской молодежи в Молдавии, чтобы их дети были русскими, знали язык и культуру своих родителей. Респондентам задавался вопрос: "Кем Вы хотели бы видеть Ваших детей?" Среди десяти предложенных вариантов ответов были и такие: "людьми моей национальности", "людьми, знающими язык и культуру моего народа".

Среди всех опрошенных русских молодых людей лишь около 4% ответили, что хотели бы видеть своих детей русскими; только 17% хотели бы, чтобы их дети выросли людьми, знающими русский язык и культуру. Особых различий в ответах молодежи различных регионов Молдавии почти не наблюдалось, лишь в Тирасполе значения этих показателей были немного выше.
Значимым фактором, влияющим на представления молодежи о своих детях, оказалась родительская семья: молодежь, выросшая в чисто русских семьях, в 3 раза чаще, чем те, кто рос в смешанных семьях, хотели бы видеть своих детей русскими, и в 1,5 раза чаще они указывали на то, что их дети должны знать русский язык и культуру.
Таким образом, демографическое поведение русских, живущих в независимой Республике Молдова, существенно отличается от их поведения в условиях бывшей союзной республики Молдавии:

Во-первых, значительно возросла межэтническая брачность у русских, главным образом, за счет повышения доли их браков с молдаванами.
Во вторых, у русской молодежи, состоящей в смешанных браках, наблюдается стремление к выбору для своих детей нерусской национальности, что свидетельствует о наличии установки на естественную ассимиляцию у значительной части русских, состоящих в таких браках.

-----------------------Источники--------------

Межнациональные отношения и потенциальные конфликты в Украине -

Прибыткова Ирина Михайловна,

доктор экономических наук‚ ведущий научный сотрудник Института социологии НАН Украины‚ профессор Национального Университета “Киево-Могилянская Академия”


Демографические перспективы русской диаспоры - журнал "Диаспоры", №1, 1999г.
Ирина Субботин

Tags: Украина/Україна
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments